ЭВОЛЮЦИЯ ГЕРОЯ
Виктория Дрей
Вместе с выходом на экраны картины Алексея Балабанова "Брат" появляется совершенно новый тип положительного героя – героя, которого невозможно представить в нашем советском прошлом и который во многом определил наше постсоветское будущее.
В конце 80-х, в последние советские годы, в этом смысле происходит какой-то полный слом сложившейся парадигмы, потому что на поверхность выплывают какие-то темы, какие-то пласты реальности и, соответственно, герои, которые в советское время по разным цензурным или художественным соображениям оказывались за пределом рассмотрения. Эти герои позднеперестроечного кино – одновременно всегда антигерои. Если мы вспомним кино, с которым ассоциируется перестройка, то это обязательно персонажи полумаргинальные, полукриминальные.
Персонажи, которые находятся в сложных отношениях с законом и в сложных отношениях с реальностью. Это «Маленькая Вера», «Авария – дочь мента», «Интердевочка», «Трагедия в стиле рок» и всё такое прочее. Это именно тот пласт нового реализма, или «чернухи», как его тогда называли, из-за которого потом долгие годы отечественную массовую культуру обвиняли в том, что она учит детей быть бандитами и проститутками. На самом деле это просто был некоторый всплеск тех тем и отражение тех пластов реальности, которые долгие годы находились вне зоны внимания или под прямым запретом.
И к началу 90-х действительно самые популярные фильмы и самые многотиражные книги – всё, что переходит уже постепенно в разряд кооперативного кино, кооперативной ларёчной литературы, – это совсем какие-то очень простые жанровые вещи на околокриминальные темы.То есть кто такой герой массовой литературы начала 90х? Это какой-то «Антикиллер» или «Бешеный», «По прозвищу „Зверь"», в общем, то ли бандит, то ли милиционер – его роли как-то очень быстро меняются, – который борется со злом, обязательно с кулаками, обязательно с применением любых доступных методов, не особенно смотря на закон, мораль и порядок.
ЮРИЙ САПРЫКИН
Надо сказать, что начало 90-х – вообще очень фольклорное время. На пути этого упрощения мы неизбежно приходим к каким-то архетипам, которые очень глубоко заложены в народном сознании и народной культуре.
Можно вспомнить на эту тему тоже вполне фольклорный фильм «Любить по-русски», снятый генералом советского кино Евгением Матвеевым, где герои бросают свою налаженную жизнь и отправляются в деревню заниматься фермерским хозяйством.
Пожалуй, единственное кино, которое снято с попыткой понимания и сочувствия к этому новому классу, – фильм Павла Лунгина «Олигарх». Он тоже проникнут разоблачительным пафосом, но герой Машкова, списанный с Березовского, там предстает человеком, а не просто карикатурным персонажем.
Уже с конца 90-х набирает силу волна фильмов, которые эту реальность отрицают и отторгают. Их героями становятся люди, которые против этой реальности активно, иногда с оружием в руках борются. И первыми в этом жанре выступают Луцик и Саморядов – и единственный фильм, снятый не только ими, но и по их сценарию. Это фильм «Окраина».
«Брат-2» в этом смысле совершенно провидческий, что ли, пример фильма, который предсказал те умонастроения, которые захватят Россию по полной программе спустя 10–15 лет.
Юрий Сапрыкин
журналист, критик
https://openuni.io/
Москва, 2016-2017
Made on
Tilda